Форум знакомств Sociolove Добавить в избранное   Форум знакомств Sociolove Сделать стартовой
Список форумов SocioLove SocioLove
Соционический сайт знакомств
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   {http://www.sociolove.ru/signup.php}Регистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Теория базовых потребностей Маслоу

Пользователи просматривающие эту тему:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов SocioLove -> Психология
 
Автор Сообщение
admin
Администратор
Администратор


Возраст: 47
Знак зодиака: Лев
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Бальзак
Зарегистрирован: 01.01.1970
Сообщения: 117

СообщениеДобавлено: Вс Июл 02, 2006 9:56 pm    Заголовок сообщения: Теория базовых потребностей Маслоу Ответить с цитатой

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

1. Ее отсутствие ведет к заболеванию.
2. Ее наличие предотвращает заболевание.
3. Ее восстановление излечивает заболевание.
4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности.
5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать.

Физиологические потребности
Самые базовые, самые мощные, самые обязательные из всех человеческих потребностей те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

"Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым".

Маслоу говорит, что было бы возможно, хотя, вряд ли особенно полезно, составить длинный список физиологических потребностей: длина его зависит от того, насколько конкретным его хотели бы сделать. Можно было бы, например, показать, что в число влияющих на поведение физиологических потребностей можно включить различные сенсорные удовольствия, связанные со вкусом, запахами, поглаживанием и т.п. Далее, хотя физиологические потребности выделить и определить легче, чем потребности более высокого уровня, но и их нельзя рассматривать как отдельные, изолированные явления. Например, человек, думающий, что он голоден, в действительности может испытывать недостаток любви, или безопасности, или неудовлетворенности какой-либо иной потребности. Напротив, некоторые люди удовлетворяют (или пытаются удовлетворить) потребность в еде посредством иной деятельности, например, курения или питья воды. Таким образом, все человеческие потребности взаимосвязаны.

Значение физиологических потребностей признавалось и подчеркивалось обеими главными психологическими школами-предшественницами гуманистической психологии. Бихевиористы утверждали, что все генетически обусловленные влечения человека шляются физиологическими. Маслоу замечает, что эта позиция могла иметь своим источником тот факт, что многие исследования бихевиористов были проведены на крысах, у которых, по всей видимости, мало мотивов иных, чем физиологические.

Маслоу соглашается с бихевиористами в том, что физиологические потребности оказывают мощное влияние на человеческое поведение. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены. Однако для многих людей в цивилизованном обществе эти низшие потребности хорошо удовлетворяются.

"Но что происходит с человеческими желаниями, когда вдоволь хлеба и живот полон? – спрашивает Маслоу и отвечает: – Сразу всплывают другие (более высокого уровня) потребности, и уже они, а не физиологические нужды управляют организмом. А когда и они в свою очередь удовлетворены, на первый план опять выходят новые (еще более высокого уровня) потребности и т.д. Именно это мы имеем в виду, утверждая, что базовые человеческие потребности организованы в иерархию относительного преобладания".

Маслоу полагает, что на протяжении своей жизни человек практически всегда желает чего-либо, он "желающее животное" и "редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только одно желание удовлетворено, на его месте появляется другое".

Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям.

"Такой человек, – говорит Маслоу, – ведет себя так, как будто ему почти всегда угрожает большая катастрофа. На обычные ситуации он реагирует так, как если бы происходили чрезвычайные события... Взрослый невротик как будто все время боится, что его отшлепают."

Неуверенный субъект нуждается в порядке и стабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного. Психологически здоровый субъект также ищет порядка и стабильности, но это для него, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. Зрелый индивид вместе с тем проявляет интерес к новому и таинственному.

Потребности в зависимости и любви
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект

"..будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным".
Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с половым влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Он говорит:

"Обычно сексуальное поведение детерминируется многими факторами – не только половой потребностью, но и другими, прежде всего потребностями в любви и привязанности".

Ему нравится характеристика любви, данная Карлом Роджерсом, связывавшим ее с потребностью "быть глубоко понимаемым и глубоко принимаемым".

Маслоу считает серьезной ошибкой фрейдистскую тенденцию выводить любовь из полового влечения.

"Конечно, – пишет он, – Фрейд не одинок в этой ошибке... Ее разделяет множество менее вдумчивых граждан. Но его можно считать наиболее влиятельным выразителем этого взгляда в Западной цивилизации... Из различных теоретических положений, выдвинутых Фрейдом, наиболее широкую поддержку получило то, согласно которому нежность – это сексуальность с заторможенной целью".

Маслоу обнаружил, что психология удивительно мало способна сказать о любви.

"Можно было бы ожидать, – отмечает он, – что авторы серьезных трудов по проблемам семьи, брака и секса рассмотрят любовь как один из существенных и даже основных предметов изучения. Но я должен доложить, что ни в одном из посвященных этим проблемам томов, имеющихся в библиотеке, где я работаю, этот предмет серьезно не затрагивается. Чаще всего термин "любовь" пока отсутствует в предметном указателе".

А между тем, констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциальных возможностей индивида. Клиницисты неоднократно обнаруживали, что младенцы требуют любви. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.

"Любовный голод, – утверждает Маслоу, – это дефицитарное расстройство, подобное соляному голоду или авитаминозу... Никто не ставит под сомнение, что мы нуждаемся в йоде или в витамине С. Данные, говорящие о том, что мы нуждаемся в любви, на мой взгляд, точно того же типа."

Любовь, согласно Маслоу, предполагает отношения между двумя людьми, включающие взаимное доверие. Собственно говоря, здесь налицо отсутствие страха, падение защит. Любовь часто ослабляется, когда один из партнеров боится, что его слабости и недостатки будут обнаружены. Карл Меннингер так описывает эту проблему:

"Любви не так мешает чувство, что нас недооценили, как страх, более или менее ощущаемый каждым, что другие увидят нас сквозь маску, которая сдерживает наши чувства и которая накладывается на нас условностями и культурой. Именно это побуждает нас остерегаться близости, поддерживать дружеские отношения на поверхностном уровне, отказываться оценивать других из боязни, что они слишком точно оценят нас".

Маслоу говорит:

"Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали... Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учить ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью".

Потребности в оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Оценочные потребности в основном игнорировались Зигмундом Фрейдом, но на них обратил внимание Альфред Адлер. Субъект с верной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическому поведению. Как пишет Маслоу:

"Наиболее устойчивая и, следовательно, наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороны других, а не на обусловленной внешними обстоятельствами известности и лести".

Маслоу считает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических поребностей, но указывает на недостатк надлежащих научных данных в подкрепление этого взгляда.

"Исходя из широко известных клинических данных, – говорит он, – мы можем допустить, что человек, познавший подлинную свободу (не ту, за которую пришлось заплатить отказом от безопасности и уверенности в себе, а ту, которая построена на основе достаточной безопасности и уверенности), не позволит охотно или легко ее отобрать. Но мы не знаем, так ли это для человека, рожденного в рабстве."

Потребности в самоактуализации
"Человек должен быть тем, кем он может быть", – говорит Маслоу. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своих потенциальных возможностей – в том, что Маслоу называет самоактуализацией, – представляет собой важную составляющую его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как "...желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать". Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

Желание знать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья служит любознательность. По-видимому, отсутствуют достаточные научные и клинические данные, которые бы ясно удостоверяли, что ее можно отнести к числу базовых потребностей: данный предмет не рассматривается в трудах таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Юнг. Вместе с тем, Маслоу указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:

Любознательность часто проявляется в поведении животных.

История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.

Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.

В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, "вести глупую жизнь и заниматься глупой работой". Маслоу пишет:
"Я видел многих женщин – интеллигентных, процветающих, но ничем серьезным не занятых: у них постепенно развивались эти симптомы интеллектуальной безжизненности. У тех из них, кто последовал совету включиться в какое-либо значимое для них дело, улучшение наступало достаточно часто, чтобы я убедился в реальности познавательных потребностей".

Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.

Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.
Многие исследователи поведения усматривают в поиске порядка, системы и стабильности форму невроза навязчивых состояний. Маслоу соглашается с этими фактами, но отмечает, что те же характеристики поведения, хотя и без одержимости, обнаруживаются и у здоровых, зрелых индивидов. По словам Маслоу,

"этот процесс описывался некоторыми как поиск смысла. Мы постулируем здесь желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей".

Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, касавшихся влияния на студентов красивого или уродливого окружения. Эксперименты продемонстрировали, что эффекты встречи с уродливым могут быть отупляющими, сводящими на нет активность. Маслоу пришел к выводу, что – в строгом биологическом смысле, подобно тому как говорят о необходимости кальция в диете, – человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее.

Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я. Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане: он ощущает, что как бы "не заслужил такой чести".

Маслоу пересказывает горькую историю, рассказанную ему одним из друзей-психиатров. Речь идет о мужчине, самооценка которого упала настолько низко, что он не чувствовал себя достойным жизни. Когда он в конце концов совершил самоубийство, то сделал это, застрелившись на куче мусора: таково было его мнение о себе. Вот что произошло с человеком, не верившим, что он заслуживает красоты.

Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

(C) http://psylib.org.ua/books/masla03/txt27.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Пригара
Новичок
Новичок






Зарегистрирован: 13.04.2007
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2007 7:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

1. Полагаю, что и сотрудничество, и соперничество (конкуренция) существуют и необходимы; вопрос состоит именно в мере. Но противопоставление здесь не вполне корректно.
2. Почему-то европейцы так любят Фрейда: подсознание – эго! Есть ведь и другой естественный интефес: сознание – среда.
Razz
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
anvik
Активист
Активист


Возраст: 41
Знак зодиака: Стрелец
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Есенин
Зарегистрирован: 26.06.2006
Сообщения: 492
Откуда: Таджикистан

СообщениеДобавлено: Вс Апр 15, 2007 10:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Среда целиком формируется из нашего сознания, как мы её воспринимаем.... А любовь это просто ссылка на своё противопоставление действию.. Т.е. отмазался типа люблю, и "пофиг мороз", типа : Ну я же любил Laughing По мне отвечай за слова, будь уверен в действиях.. Так же к остальным...........
_________________
я никогда не буду как они.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Certon
Новичок
Новичок


Возраст: 67
Знак зодиака: Телец
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 14.04.2007
Сообщения: 5

СообщениеДобавлено: Пт Апр 20, 2007 12:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

_____________________________________________________________________________

Почти всегда такие люди обладают весьма высокой самооценкой и поэтому не испытывают желания соперничать с другими.

Это спорное утверждение, особенно для молодых людей с завышенной самооценкой Лучше – нормальная, адекватная. Когда-то у педагогов был популярен тезис о самоуважении. Тут есть два момента:
1. аморальный поступок приводит к «внутреннему» конфликту;
2. уважение к себе предполагает сответствующие отношения с ближними.


И все мы знаем, что многие не откажутся посмотреть, как развенчают вчерашнего победителя.

Бывают исключения, например, чемпионы, которые ушли непобежденными.

_____________________________________________________________________________

Тот, кто постоянно находится в состоянии конкуренции с другими, чувствует себя одиноким.

Соперничество и конкуренция – это разновидности человеческих отношений. Их преобладание делает общение ограниченным и односторонним. С одиночеством тут некоторое противоречие (О одиночество, как твой характер крут...).

_____________________________________________________________________________

...почему соперничество не может повышать самооценку.

Влиять на нее – может.

_____________________________________________________________________________

Этот ограниченный взгляд на мир – слишком высокая цена, которую мы платим за желание стать победителем.
...недовольство и раздражение, когда по каким-то причинам не могут доказывать свое превосходство над другими.

Можно добавить о превосходстве. Сам по себе конфликт очень демократичен и замечательно, что автор видит грань между ним и соперничеством – ибо оба они невозможны, при отказе одной из сторон. Но превосходство необходимо рассматриать отдельно.


Фрейдовская модель глубоко укоренена в нашей культуре...

Он был талантливым импровизатором и исходил прежде всего из своего эго. Талант – это всегда аномалия, он субъективен...

_____________________________________________________________________________

...первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга.

Т.е. благодаря преемственности мышления и опыта, и это же относится к некоторым животным.
_____________________________________________________________________________

...положительная связь создает чувство внутренней общности и уверенности и, таким образом, повышает удовлетворение от решения коллективной задачи.

Немного позитивизма.

___________________________________________________________________________

...соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре.

Сам по себе страх может быть нормой, а может – аномалией или патологией, нравственной или др.

____________________________________________________________________________

«Конструктивные конфликты» не раздражают, а обучают, повышая обоюдный интерес партнеров в соответствии с девизом: «Споры сплачивают людей».

Другими словами конфликты имеют нормаьные формы!

_____________________________________________________________________________

«Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме. Кто хоть раз попал в грозу тому нечего объяснять, что такое электричество.» (Фердинад Грау, Э.М.Ремарк «Три товарища»)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов SocioLove -> Психология Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах